Покупка участка в коттеджном поселке. Правовые аспекты.
В настоящее время на рынке загородной недвижимости есть много предложений, связанных с приобретением земельного участка в коттеджных поселках. Можно приобрести участок с уже готовым коттеджем, а можно приобрести просто земельный участок и строить жилой дом самостоятельно.
На что необходимо обращать внимание при покупке земельного участка в коттеджном поселке? С какими проблемами может столкнуться будущий собственник?
Понятия «коттедж» и «коттеджный поселок» в Российском законодательстве нормативно не определены. Коттеджный поселок представляет из себя единый комплекс, расположенный на обособленной территории, со своей инфраструктурой и строится по определенному плану. В нем есть места общего пользования, на которых расположены, к примеру, административные постройки, пункты охраны, общая гостевая парковка, детская площадка, электроподстанция, магазины, кафе и т.д. В коттеджном поселке чаще всего общие коммуникации: электричество, водопровод, канализация, которые обслуживаются за счет общих средств собственников домовладений.
Будущему собственнику земельного участка, который планирует строить жилой дом самостоятельно, важно убедиться в том, что на участке можно строить именно жилой дом и не имеется каких-либо ограничений к застройке. Возможность строительства жилого дома зависит, прежде всего, от того, к какой категории земли относится земельный участок и от вида разрешенного использования. В соответствии с п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ «Собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов». Как правило, под коттеджные поселки используются земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования «индивидуальное жилищное строительство». Но могут встречаться и другие варианты, например, земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для личного подсобного хозяйства или дачного строительства, или земли населенных пунктов, но с разрешенным использованием «для малоэтажного строительства и рекреации». В таких случаях нужно быть очень осторожным и внимательным. Важно разобраться со всеми юридическим нюансами до момента покупки, а не после, когда уже возникнут проблемы с постройкой дома или оформлением его в собственность.
Для этого недостаточно лишь ознакомиться с правоустанавливающими документами на сам земельный участок. Градостроительным регламентом земельный участок может быть отнесен к той или иной территориальной зоне, а вид его использования может не входить в перечень видов разрешенного использования, предусмотренных для данной территориальной зоны. Более того, земельный участок может быть отнесен к зоне особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Использование таких земельных участков строго регламентировано законом, и строительство на них может быть ограничено или запрещено вовсе.
В соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации, решение вопросов, связанных с земельными отношениями, отнесено к компетенции муниципальных органов власти. Муниципальные органы власти устанавливают правила землепользования и застройки, принимают различные нормативно-правовые акты, касающиеся развития подведомственных им территорий. В настоящее время можно получить много информации из общедоступных информационных ресурсов. Так в частности, с документами, касающимися застройки и землепользования того или иного муниципального образования, можно ознакомиться на сайте соответствующего муниципального образования. Муниципалитеты обязаны размещать для ознакомления широкого круга лиц на своем сайте такие документы как Генеральный (проектный) план территории, карту планируемого развития транспортной инфраструктуры, карту существующих и планируемых зон с особыми условиями использования территории. Внимательно ознакомившись с данными документами, можно обнаружить, например, что в будущем рядом с коттеджным поселком пройдет крупная автомагистраль или будет построен транспортный узел или какой-то иной объект инфраструктуры, что планируемый для приобретения участок входит в зону повышенного шума или через него проходят инженерные сети федерального значения. Полученная информация, в конечном счете, может повлиять на решение потенциального покупателя о приобретении земельного участка.
Следующим этапом для покупателя является проверка непосредственно права собственности продавца на продаваемый земельный участок. Действительность права собственности, а также отсутствие сведений о каких-либо зарегистрированных ограничениях (обременениях) права собственности в официальном порядке может быть подтверждена получением выписки из Единого государственного реестра недвижимости. В отношении земельного участка рекомендуется получить расширенную выписку ЕГРН, содержащую сведения не только об основных характеристиках и правах на объект недвижимости, но и описание местоположения земельного участка.
С января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который содержит ряд оснований для приостановления и отказа в последующем в совершении регистрационных действий. Так, в частности, согласно п. 20 ст. 26 вышеназванного Федерального закона, регистрационные действия могут быть приостановлены, если «границы земельного участка о государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости». Земельные участки в коттеджном поселке образуются в результате межевания (раздела) более крупного участка, предназначенного под эти цели. Поэтому важно убедиться в том, что выбранный вами земельный участок имеет границы, которые не пересекаются с соседними участками.
Следует также принять во внимание тот факт, что с нового года правила о регистрации права собственности на жилые дома в упрощенном порядке, так называемая «дачная амнистия», не применяются в отношении жилых домов, возведенных на землях ИЖС. Таким образом, собственнику земельного участка перед началом строительства индивидуально жилого дома, согласно требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, необходимо будет получить разрешение на строительство. По новым правилам, после окончания строительства необходимо будет оформить технический план для постановки жилого дома на кадастровый учет и регистрации права собственности. А без соответствующего разрешения на строительство сделать это будет невозможно.
К моменту начала реализации земельных участков в коттеджном поселке, должен быть утвержден проект планировки самого коттеджного поселка. Человеку, не обладающему специфическими знаниями, разобраться в этом документе будет непросто. И, тем не менее, ознакомиться с ним все-таки стоит, для того чтобы понять структуру поселка, схему расположения объектов инфраструктуры, инженерных сетей и сооружений, мест общего пользования и так далее. Надежные и добросовестные застройщики коттеджных поселков, прежде чем приступить к реализации земельных участков, учитывают все вышеописанные нюансы, чтобы у покупателя в будущем не возникло сложностей с постройкой коттеджа и оформлением его в собственность. Но, к сожалению, не редки случаи, когда застройщики действуют не в рамках закона и перекладывают все проблемы на будущих собственников земельных участков.
И последний момент, на который хотелось бы обратить внимание – это управление коттеджным поселком.
В законодательстве РФ отсутствует четкий правовой механизм, регулирующий порядок создания и управления коттеджными поселками. В жилищном законодательстве достаточно подробно проработан вопрос управления многоквартирным домом. Поэтому актуальной является практика распространения жилищного законодательства на отношения, связанные с управлением коттеджными поселками, содержанием общего имущества поселка, оплатой коммунальных платежей.
Управление коттеджным поселком должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах на территории поселка.
Статья 136 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает возможность создания Товарищества собственников жилья (далее ТСЖ) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу, и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Данный способ управления коттеджным поселком предполагает создание юридического лица, осуществляющего управление поселком, и имеет ряд преимуществ. При таком способе управления ТСЖ, как юридическое лицо, выступает в качестве механизма обеспечения общих интересов собственников коттеджей.
Несмотря на то, что такой способ управления как создание ТСЖ прямо предусмотрен законом, на практике он встречается не часто. Собственники индивидуальных жилых домов, расположенных на территории коттеджного поселка могут выбрать разные формы управления поселком: создать ТСЖ или Жилищный кооператив, привлечь управляющую компанию либо самостоятельно заключить все договоры с поставщиками коммунальных и иных услуг.
Проанализировав практику коттеджных поселков Подмосковья, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент, наиболее распространенным способом обеспечения жизнедеятельности таких поселков является привлечение управляющей организации. При этом, управляющая компания, как правило, выступает как обыкновенный подрядчик и оказывает услуги собственникам коттеджного поселка на возмездной основе. В то же время, все существенные вопросы, связанные с управлением поселком и его жизнедеятельностью, решаются на Общем собрании собственников. Для этого может быть предусмотрено создание инициативной группы из числа собственников, которая должна обеспечивать выполнение решений Общего собрания. При такой схеме управления Общее собрание собственников выступает как добровольное объединение граждан и не имеет статус юридического лица.
Основные (существенные) условия, которые должны быть обсуждены между собственниками и управляющей организацией это: состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам, порядок определения размера платы за содержание и ремонт мест общего пользования и размера платы за коммунальные услуги. Все эти условия подлежат включению в договор на обслуживание с управляющей компанией.
Говоря об управлении коттеджным поселком, нельзя не упомянуть о проблеме общего имущества в поселке. Для определения состава общего имущества собственников необходимо знать проект строительства коттеджного поселка. Перечень общего имущества собственников коттеджного поселка должен быть четко определен, в связи с тем, что бремя расходов на содержание такого имущества обязаны нести именно собственники, соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Долю в общем имуществе коттеджного поселка рассчитывают по общей практике исходя из площади земельного участка под коттеджем. К общему имуществу собственников коттеджного поселка относятся внутри поселковые дороги, обеспечивающие проход собственников к своим земельным участкам, коммуникации, объекты инфраструктуры поселка, места отдыха, парковки, и т.д. В то же время, не смотря на такое понятие как «общее имущество собственников», оно может находиться в индивидуальной собственности граждан или юридических лиц. Это связано с тем, что в начале создания коттеджного поселка, земельный участок, предназначенный под эти цели, принадлежит полностью физическому или юридическому лицу. В результате межевания такого исходного участка, образуются земельные участки, предназначенные под застройку индивидуальными коттеджами и участки, представляющие из себя, согласно проекту планировки, места общего пользования. После продажи земельных участков, предназначенных под застройку, участки, являющиеся местами общего пользования, остаются в собственности первоначального владельца. По ним, как правило, проходят коммуникационные сети поселка, на них располагаются постройки, необходимые для функционирования поселка и для того, чтобы можно было этим имуществом пользоваться, управлять им, обслуживать его, собственник такого имущества должен дать свое согласие. В данном случае, представляется правильным заключение соответствующих договоров (соглашений), регламентирующих порядок пользования таким имуществом, а также его обслуживания и ремонта. И все-таки, кому должно принадлежать это «общее имущество собственников», или каким образом и кому оно должно быть передано после продажи всех земельных участков в коттеджном поселке, остается не ясным. Общей практики по этому вопросу пока не выработано. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения, связанные с общим имуществом собственников в коттеджном поселке, на сегодняшний момент четкого правового регулирования не имеют. Поэтому, принимая решение о покупке такого объекта недвижимости покупатель должен понимать, что ему, возможно, придется столкнуться с вышеописанными проблемами.