Граждане, получившие земельные участки по законодательству РСФСР на праве бессрочного пользования, могут оформить их в собственность в упрощенном порядке.
Данное право предусмотрено действующим законодательством. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям выпустил письмо с соответствующими разъяснениями. (Письмо от 4 февраля 2020 г. № вн3.20-24/102 “Разъяснения Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям о некоторых вопросах применения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации")
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932 "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования" (далее – постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932).
– земельные участки для строительства предоставлялись жилищностроительным кооперативам, товариществам на праве бессрочного пользования.
– право бессрочного пользования земельными участками неотделимо от права собственности на строения, находящиеся на этих участках, и прекращается с прекращением права собственности на строения.
– все земельные участки, переданные учреждениям, предприятиям и организациям на праве застройки, считаются предоставленными им на праве бессрочного пользования.
В настоящее время пункт 9.1. статьи 3 Закона 137-ФЗ устанавливает основания применения так называемого упрощенного порядка приватизации земельных участков гражданами. Этот порядок применяется при наличии определенной совокупности условий, а именно, земельный участок должен был быть предоставлен:
а) гражданину, а не юридическому лицу;
б) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
в) до введения в действие ЗК РФ;
г) на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также в случаях, если в документах на земельный участок не указан вид права, на котором предоставлен участок, или его невозможно определить.
Особенностью данного порядка является то, что для оформления права собственности гражданина на указанный земельный участок не требуется принятия компетентным органом решения о предоставлении такого участка в собственность.
В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на садовый, огородный, дачный земельный участок, участок для ведения личного подсобного хозяйства является следующий документ:
– акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;
– акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти;
– выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
– иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Обязательным приложением является кадастровый план земельного участка.
Однако, государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок осуществляется также в случае:
– если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка;
– если кадастровый план такого земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении (координатах) границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное).
Все это должно существенно упростить процедуру регистрации гражданами права собственности на данные земельные участки, использование которых является в нашей стране наиболее массовым.
При этом Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что может высказать только мнение, не носящие обязательный характер и не подлежащее использованию в качестве официального толкования.
С полным текстом письма можно ознакомиться по ссылке: komitet4.km.duma.gov.ru